В давние времена гончары изготавливали свои изделия с помощью спирали и путем сжатия. Изобретение гончарного круга позволило улучшить качество и производительность труда гончара. Древний гончарный станок состоял из камня, на который клали кусок глины, и концом вращающегося вала. Второй конец вала упирался в землю. Первые гончары крутили вал руками, позднее придумали устройство, которое приводилось в движение ногами. Некоторые гончарные круги требовали участия двух рабочих: гончара, который работал с глиной и помощника, который вращал вал гончарного круга. В настоящее время используются гончарные круги с электрическим приводом.
Изготовление керамики на гончарном круге может показаться обманчиво простым при наблюдении за работой опытного мастера. Новичок, ты не должен пугаться трудностей, с которыми столкнешься! Ручной труд составляет основу, поэтому каждый может овладеть гончарным кругом. Особых требований к этому процессу нет, но следует терпеливо и постепенно овладевать навыками изготовления керамики на гончарном круге. Самое важное – научиться правильно класть руки и пальцы на комок глины.
Гончарное искусство требует большого терпения и спокойствия!
Обработка изделий на гончарном круге включает движения и определенное положение рук, чтобы превратить кусочек глины в пиалу, тарелку, вазу или кувшин – основные формы керамики. Для освоения движений и положения рук необходима практика, отработанная до автоматизма. Движения, которые предлагает Мастер ученику можно взять за основу на начальном этапе. С приобретением опыта каждый может выбрать свой собственный способ работы.
Глина — природный материал, который лежит буквально под ногами, глина повсюду, не зря люди с очень давних времен научились ее использовать для изготовления посуды и домашней утвари. Прежде чем выработать технологию предварительной подготовки глины человек прошел путем проб и ошибок, и понял, что на качество глины влияют различные добавки животного (органического) и природного (неорганического) происхождения. Со временем вредные примеси научились отделять от глины методом отмачивания. Этим способом пользуемся и мы. Копаем глину в открытом карьере. Сначала ее сушим, потом размалываем на барабанной мельнице, теперь глину необходимо замочить в глубокой емкости. На следующем этапе глину необходимо промыть чистой бурлящей водой в глубоких ящиках, составляющих ступенчатую лестницу. Глина стекает из ящика в ящик разделяясь на фракции. Гончарная глина самая чистая, она оседает в последнем ящике. Из этого ящика воду спускаем и даем глине загустеть и вылежаться. После этого глина какое-то время созревает. Время созревания зависит от многих факторов: влажности воздуха. температуры, давления, и еще Бог его знает от чего. Готовность определяется на ощупь, на основании многолетнего опыта…
Какие же глины встречаются у нас в Красноярском крае? Да практически все: белая, красная, зеленая… Цвет зависит от минеральных компонентов, содержащихся в материале. Если это алюминий, глина белая, если это медь, глина красная. Но не цвет является определяющим фактором качества. Главное, это жирность глины. «Сухая» глина не годится для лепки, глина нужна «жирная». Жирность глины определяет ее пластичность.
Определить «жирность» или пластичность глины очень просто. Возьмите кусочек глины и разомните ее в руках, жирная глина будет как пластилин. А потом скатайте из нее жгутик и намотайте на палец. Если глина потрескается или вовсе не намотается, слепить что-нибудь из нее не получится. Если вы нашли подходящий кусочек, смело лепите, не ограничивая фантазию. Глина очень благодарный не прихотливый материал, из которого можно сделать всё!
Обжечь можно прямо в костре. Разведите костер, размер которого зависит от размера вашего изделия, глину накройте ведром и обжигайте. Пока костер горит можно через него прыгать, водить хороводы, танцевать вокруг. А когда дрова прогорят, на углях пожарить шашлык. Когда костер остынет, ваша керамика готова!