Производство изразцов на Руси началось примерно в X-XI вв, на территории Древнего Киева, а к XII веку во Владимире, Старой Рязани, Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде. Но учёные и сейчас продолжают спорить по поводу даты возникновения изразцового искусства, всё же связывая его с приходом христианства и строительством первого русского каменного храма в Киеве в X веке.
Традиция украшения зданий керамикой пришла на Русь из Византии, однако, новые изобразительные тенденции «легли» не на чистый лист совершенно нового для Руси вида декора — к моменту использования византийских сюжетов и техник на Руси активно применялась керамика, поэтому и новое были переосмыслено и получило свой собственный колорит и стиль.
Изразец — это керамическая глиняная плитка специальной формы. Эта форма напоминает, с обратной стороны, коробку, что связано с особенностями крепления. Плитка изразца оттискивалась в деревянной форме, румпа формировалась на гончарном круге, далее изразец обжигался в горне. В наше время деревянные формы заменили на гипсовые. Это дешевле и удобнее, к тому же гипс прекрасно вбирает влагу, что ускоряет процесс подсыхания.
Поначалу изразцы делались из красной глины, они были рельефны и ничем не покрывались, никакой глазурью. Вскоре такие изразцы стали вытесняться более яркими и привлекательными, политыми глазурью. Эта глазурь была зелёного цвета и изразцы получили название «муравленые». Особенного развития и популярности зелёные изразцы достигли к XVII столетию. Тогда изразцы активно применялись и в декорировании княжеских палат и были не только монохромными поливными, но и многоцветными — с росписями и рельефами.
Примерно со времени правления ПетраI, в России начинают производство плоских, не рельефных изразцов. Эти веяния пришли из Голландии и рисунок наносился синей краской на белом фоне. Русские мастера, переняв такую технику, всё же не отказались и от разноцветных изображений.
Для печей XVIII века характерно то, что сюжеты настенных изразцов в их облицовке не повторялись. Одинаковыми были только изразцы, на которых изображались отдельные предметы – вазы, плоды или букеты.
В основном, изразцами облицовывали печи. Помимо декоративности, у этих керамических плиток было важное преимущество: они сохраняли тепло дольше, ведь между печью и лицевой пластиной получалась воздушная прослойка.
Очень широко применяли изразцы при облицовке зданий, храмовых построек, интерьеров. Они всегда были очень дороги, тем не менее рассказывают, что князь Меньшиков облицевал свой дворец изнутри и снаружи полностью изразцами, в то время как один изразец стоил как две коровы.
Готовые изразцы долговечны, до нас дошли образцы XVI, XVII веков и даже более ранние, практически в неизменном виде. Опасность представляет только возможность их расколоть.